Строительство в России выходит на новый уровень

Заместитель председателя правительства России Марат Шакирзянович Хуснуллин рассказал о программе замены ветхого и аварийного жилья на новое в регионах по всей стране, которая предусмотрена предложенным Президентом нацпроектом «Жилье и городская среда». Его реализация будет осуществляться в период с 2019 по 2024 годы. Также вице-премьер озвучил, какие перемены увидят россияне в городской среде, транспортной инфраструктуре по всей стране.


Источник: Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Любовь Проценко
Источник: Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Любовь Проценко


Программа реновации успешно была проведена в столице. За девять лет в Москве была осуществлена программа сноса пятиэтажек, благодаря которой двести тысяч москвичей были переселены в новые квартиры класса комфорт плюс, рыночная стоимость которых на 30 процентов выше прежних. По завершении данного проекта мэром Сергеем Семеновичем Собяниным было принято решение продолжить реновацию уже в расширенном масштабе. В программу были включены 5173 дома, в которых проживал миллион человек. Деньги на строительство выделил город. Произойдет ли подобное в регионах, зависит от бюджета каждого. Большинство разрабатывает свои подходы к реновации. Так, в Татарстане ликвидация ветхого жилья началась еще двадцать лет назад. В Белгороде ведется активное строительство индивидуального жилья. В данном вопросе неуместно навязывать всем общую региональную программу, поскольку везде свои особенности. Нужны комплексный подход, детальный анализ и основательная подготовка.


Регионы должны сами проявлять инициативу и понимать важность замены аварийного жилья на новое. Это предусмотрено и национальным проектом «Жилье и городская среда», объявленным Президентом, в рамках которого до 2024 года предусматривается расселение людей из 9 млн кв. м аварийного жилья. На реализацию проекта выделяется 90 процентов (триллион рублей) из федерального бюджета, и 10 процентов — из региональных бюджетов и внебюджетных источников.


Еще в прошлом году национальные проекты плохо финансировались, однако теперь у страны новый председатель правительства, М.В. Мишустин, который сумеет настроить правительство на эффективную работу над нацпроектами. Хуснуллин, в свою очередь, будет заниматься национальными проектами в штабном режиме. Результаты работы будут подведены и оценены в конце года.


Каждый регион получит индивидуальный подход. Единые механизмы раздачи людям нового жилья не могут применяться во всех. Так, в одних регионах жилье бесплатное, а например, в Татарстане оно выдавалось только под социальную ипотеку, если бы была бесплатная раздача, то жильем было бы обеспечено только незначительное количество людей. Это обусловлено тем, что в республике реализуется комплексный механизм по ликвидации аварийного жилья и предотвращению пополнения аварийного фонда. Сегодня перед правительством стоит задача детально все взвесить по каждому региону и настроить работу так, чтобы выделенные большие деньги на реновацию дошли до людей. Этой суммы достаточно, чтобы решить имеющиеся проблемы.


Президент РФ поставил задачу увеличить строительство до 120 млн кв. м в год. Это превышает сегодняшние цифры на треть. По итогам 2019 г. сдано 80,3 млн кв. м, что превышает показатель последних трех лет. Для обеспечения такого роста необходимо решать ряд задач, одной из которых является финансовый вопрос. Он касается работы с банками по снижению цены на ипотеку. Ведь в связи с введением эскроу-счетов, предназначенных для борьбы с недобросовестными дольщиками. По этой системе деньги поступают от дольщиков не в руки застройщика, а в банки, которые, в свою очередь, закладывают свою маржу. Это увеличило стоимость квадратного метра жилья, что привело к существенному снижению спроса на него. Следовательно, меньше средств стало поступать на долевое строительство. Вторая задача – выделение земли под новостройки. В одних регионах земля в частной собственности, в других свободные площадки просто отсутствуют. Третья задача – преодоление административных барьеров. Сегодня имеется недостаточно готовых разрешений на строительство – вдвое меньше требуемого количества. Получение разрешения оборачивается потерей времени, которая сказывается на стоимости стройки. По этой причине перед Хуснуллиным стоит задача оперативно и эффективно устранить все административные препятствия, чтобы стройка осуществлялась максимально быстрыми темпами.


Отдельного внимания заслуживает строительство в Мурманской области. Сложность по данному региону заключается в отсутствии на ее территории строительных мощностей и материалов. Во времена Советского Союза все необходимое завозилось из других городов. Соответственно, и сейчас необходимо будет все доставлять, а это — существенные финансовые затраты. Решение по региону еще не принято, и ситуация будет обсуждаться правительством.


До сих пор остается актуальным вопрос по ликвидации последствий наводнения в Иркутской области. По словам губернатора, к 2022 году будет завершено восстановление пострадавших населенных пунктов. Хуснуллин намерен держать ситуацию под личным контролем и для этого совершит визит в регион.


Регионы и их социальное развитие будут рассматриваться и оцениваться индивидуально. Предполагается составление графиков и расставление приоритетов, что нужно сделать в первую очередь, во вторую и так далее. Эта работа будет проделана Хуснуллиным с М. Решетниковым, министром экономразвития. Однако федеральный центр не будет во всем управлять регионами, важно усилить роль муниципалитетов, в связи с чем следует разработать методологию. На них планируется возложить функцию выдачи необходимых разрешений на строительство.


Строительство – непрозрачный процесс, поэтому для предотвращения коррупции будут вводиться BIM-технологии (технологии информационного строительства) и электронные услуги в строительстве, то есть все разрешения будут выдаваться посредством электронных сервисов. Положительный опыт Москвы показал высокую эффективность такого подхода. Хуснуллин создал в Москве штаб информационных технологий, которые теперь будут распространены по всей стране. Также заместитель председателя правительства РФ уверил, что не будут вводиться в эксплуатацию дома с какими-либо недоделками, как это было ранее. За недобросовестность платит потребитель, возникают дополнительные преждевременные траты на капитальный ремонт и обслуживание жилья. Курс взят на качественное жилье, и соответствующие органы надзора будут строго следить за этим, и непосредственно заместитель председателя правительства берет это на личный контроль. Если сравнивать качество домов, построенных ранее, и сданных сейчас, видна существенная разница. Халтуры больше не будет.

Источник: shutterstock
Источник: shutterstock


Строительство – точка роста экономики


Марат Хуснуллин намерен сделать строительство драйвером экономики целой страны. Если идет строительство, то работают строители, поставщики, сфера услуг. Бюджет Москвы на 17 процентов состоит от доходов, полученных от строительства. В регионах этот показатель равен 6 процентам. Задача правительства – увеличить его. Это очень важно, поскольку строительство предоставляет работу 5,5 млн жителям, каждое это рабочее место обеспечивает пятью-шестью рабочими местами в других сферах. При динамичном развитии строительной отрасли будет нарастать благополучие во всей стране. Министерством строительства будет разработан план по модернизации и стимулированию строительной отрасли. Необходимо увеличивать количество средств малой механизации и внедрять современные технологии строительства. Это позволит повысить производительность труда и организовать экспорт строительных услуг, учитывая то, что строители в нашей стране – это образованные люди.


Акцент будет сделан на строительстве многоэтажек. Это обусловлено тем, что малоэтажное строительство тянет за собой дополнительные затраты на прокладывание дорог и коммуникаций к территориям, застроенным по коттеджному типу. Мировая практика показывает, что чем плотнее заселен город, тем эффективнее его экономика, лучше налоговая составляющая, меньше затрат на путь из пункта А в пункт Б и инфраструктуру. Комплексная застройка дает возможность обеспечить жителей максимально комфортными условиями. Однако каждый город все же имеет свои особенности, которые стоит учитывать при строительстве домов и инфраструктуры. Например, если в городе высокий пассажиропоток, то целесообразно строить ветку метро или скоростной трамвай. Все индивидуально: для метро нужен пассажиропоток в 30 тысяч человек в час, для скоростного трамвая – лишь 10 тысяч. Скоростной рельсовый транспорт – хорошая альтернатива метро, и его нужно развивать.


Хуснуллин будет курировать строительство не только по России, но и в Крыму, поскольку в его компетенции – ведение всей региональной политики и отношений между федеральным бюджетом и регионами. На сегодняшний день Крым представляет собой большую стройку, которая продвигается медленными темпами, что не удовлетворяет ни крымчан, ни правительство. В планах М. Хуснуллина совместно с Министерством экономического развития разобрать проблемы Федеральной целевой программы развития республики Крым и Севастополя и развивать регион с целью сделать из него хорошую точку роста.


Несмотря на то, что освоение ФЦП достигло 90-95%, как сообщил заместитель министра экономического развития Назаров, на сегодняшний день все еще около половины строек заморожены. Основной проблемой сложившейся ситуации является допущение ошибки в ценообразовании, что привело к отсутствию реальной конкуренции. Это сложный многоуровневый процесс, который берет свое начало с некачественно составленного технического задания некомпетентным должностным лицом, затем подтягиваются другие ошибки на следующих стадиях проекта, в том числе неверная низкая цена исполнителя, предпочтение которой отдается в соответствии с законом о госзакупках ФЗ-44. В связи с этим возникает необходимость в смене подхода к системе государственного заказа. Например, строительство московского парка «Зарядье» и реконструкция «Лужников» производились на мировом уровне, поскольку этим занимались высококомпетентные специалисты. Планируется привлекать таких и в Крым.


Также будут пересматриваться нормативы и в сфере ЖКХ. Это позволит избежать таких ситуаций, когда возникает потепление (как, например, в Калининграде), а отопление подается как в период крепких морозов. В результате этого люди вынуждены открывать окна и все равно оплачивать потраченные гигакалории. Возможно, эта проблема будет решаться путем установки приборов учета. Однако это не везде применимо из-за неудовлетворительного состояния труб. Снова возникает необходимость принимать решения, но уже в рамках капитального ремонта.


В ближайших планах М.Ш. Хуснуллина – изменение стратегии управления всем строительством и личное посещение объектов в регионах всей страны. В приоритете – своевременная реализация в запланированном объеме национального проекта «Жилье и городская среда». После выполнения этой задачи, поставленной Президентом, будут решаться другие проблемы.

На сегодняшний день в Росстат Хуснуллин внес предложение считать в стройке, помимо прочего, недвижимость, которая формирует рабочие места. Ведь если их не будет, то жилые объекты будут не нужны людям. В целом, в сфере строительства все взаимосвязано: жилые объекты, дороги, коммуникации. Не случайно в ведении Хуснуллина помимо строительства — такие национальные проекты, как безопасные и качественные дороги и развитие транспортной инфраструктуры.


Источник Интернет-портал «Российской газеты»



Подписаться на новости
Чтобы подписаться на новости необходимо заполнить форму
ФИО
E-mail
Отправляя заполненную форму, вы принимаете условия Политики обработки персональных данных
Заказать консультацию
Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время
ФИО
Организация
E-mail
Телефон
Отправляя заполненную форму, вы принимаете условия Политики обработки персональных данных
Заказать звонок
Заполните форму, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время
ФИО
Телефон
Отправляя заполненную форму, вы принимаете условия Политики обработки персональных данных
Вверх